УСЛОВИЯ
проведения районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта «Память поколений во имя будущего»
в учреждениях образования Лунинецкого района
1. Общие положения
1.1. Районные мероприятия Всебелорусского патриотического проекта «Память поколений во имя будущего» (далее – Всебелорусский патриотический проект) проводится в учреждениях образования района в 2024-2025 годах в рамках реализации Плана подготовки и празднования 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
1.2. Организатором проведения районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта является отдел по образованию Лунинецкого райисполкома.
1.3. Организационное и методическое сопровождение районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта осуществляется государственным учебно-методическим учреждением «Лунинецкий районный учебно-методический кабинет» (далее
– Лунинецкий РУМК).
1.4. Организационное проведение районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта обеспечивают:
- на первом этапе – учреждения образования;
- на втором этапе – ГУМУ «Лунинецкий РУМК».
1.5. Для проведения районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта создаются организационные комитеты (далее – оргкомитет), которые:
- доводят информацию о районных мероприятиях Всебелорусского патриотического проекта до сведения учреждений образования;
- осуществляют персональный подбор состава жюри
(при необходимости);
- анализируют и обобщают итоги проведения районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта;
- освещают ход подготовки, проведения и результаты районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта в средствах массовой информации.
1.6. В состав оргкомитетов могут входить представители заинтересованных государственных органов и организаций, учреждений дополнительного образования детей и молодёжи всех профилей, общественных объединений, средств массовой информации, законные представители обучающихся и др.
1.7. Для подведения итогов районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта (при необходимости) на каждом этапе оргкомитетом создаётся жюри.
1.8. Жюри районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта:
- оценивает работы, которые представлены учреждениями образования;
- определяет победителей и призёров соответствующих этапов районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта;
- представляет информацию по результатам районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта в соответствующие оргкомитеты.
2. Цель и задачи проведения районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта
2.1. Районные мероприятия Всебелорусского патриотического проекта проводятся с целью сохранения исторической памяти о героизме и подвигах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
2.2. Задачи районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта:
- содействие воспитанию у детей и учащейся молодёжи гражданственности, патриотизма и уважения к подвигу защитников Отечества;
- формирование чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, укрепление связи между поколениями через активное изучение судеб представителей семьи;
- привлечение внимания общественности к важности изучения истории Великой Отечественной войны;
- использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий для создания проектов, направленных
на увековечение памяти о Великой Отечественной войне;
- создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и учащейся молодёжи.
3. Участники районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта
В районных мероприятиях Всебелорусского патриотического проекта принимают участие творческие коллективы учреждений образования всех типов (учреждения дошкольного образования, общего среднего образования, учреждения дополнительного образования детей и молодёжи).
4. Срок реализации районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта
Районные мероприятия Всебелорусского патриотического проекта реализуются в период с 18 марта по 24 мая 2024 года в два этапа:
первый этап ‒ в учреждениях образования. На данном этапе учреждения образования направляют лучшие проекты в оргкомитет 2-го этапа;
второй этап ‒ районный, на данном этапе рассматриваются представленные проекты, и лучшие проекты направляются в оргкомитет
3-го этапа.
5. Порядок проведения районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта
5.1. В рамках районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта в 2024 году запланировано проведение районного этапа республиканской акции «История Победы в лицах», районного этапа республиканского конкурса «Наша Победа. Моя история», районного этапа республиканской акции по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра», Всебелорусского диктанта «Я расскажу о Победе».
5.2. Районный этап республиканской акции «История Победы в лицах».
5.2.1. В рамках районного этапа республиканской акции «История Победы в лицах» (далее – акция) творческие коллективы учреждений образования создают информационные стенды на тему «История Победы в лицах».
5.2.2. На подготовительном этапе акции в учреждениях образования проводится совместная поисковая деятельность по сбору материалов о ветеранах, которые проживали (-ют) в данном населённом пункте (микрорайоне, сельском совете), педагогах учреждения – участниках Великой Отечественной войны.
Педагогические работники совместно с обучающимися участвуют в поисково-исследовательских экспедициях, встречах с очевидцами и участниками событий, их родственниками, записывают воспоминания, изучают литературные источники и тематические интернет-ресурсы, осуществляют культурно-просветительскую и общественно-полезную деятельность.
Полученный материал изучается и систематизируется, разрабатывается индивидуальный макет единого тематического информационного стенда (размеры стенда, его оформление определяются учреждением образования самостоятельно).
5.2.3. Информационный стенд должен содержать:
- краткое описание биографии участников Великой Отечественной войны (годы жизни, место рождения (смерти), боевой путь, боевые и трудовые награды, заслуги), другие необходимые по мнению участников сведения;
- фотографии исследуемых героев военного (при наличии) и послевоенного (при необходимости) времени;
- QR-коды, которые дополняют биографические сведения.
Для оценивания предоставляется электронный макет информационного стенда (в приемлемом качестве для печати в полном масштабе). Дополнительно прилагается информационная справка, которая содержит описание работы по подготовке, созданию информационного стенда и перспективам его использования с подтверждающими фотографиями, а также материал о просветительской и общественно-полезной деятельности учреждения образования по сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны.
5.2.4. Критерии оценки информационного стенда:
- полнота представления материалов на информационном стенде;
- оформление информационного стенда (оригинальность, качество фотографий, форма представления и др.);
- показатели, представленные в информационной справке (разнообразие методов сбора материалов, процент вовлеченности педагогического коллектива и обучающихся в эту работу, использование стенда в образовательном процессе учреждений образования);
- дополнительные материалы, представленные в QR-кодах на информационном стенде.
5.2.5. Лучшие информационные стенды определяются среди учреждений образования всех типов:на втором этапе – среди учреждений дошкольного образования, учреждений общего среднего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодёжи района/ города (1 победитель (1 место) среди учреждений образования каждого типа).
Рекомендуется презентовать лучшие информационные стенды учреждений образования в рамках проведения мероприятий, посвященных 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также использовать их в работе по патриотическому воспитанию детей и учащейся молодёжи.
5.3. Районный этап республиканского конкурса «Наша Победа. Моя история»
5.3.1. В районном этапе республиканского конкурса «Наша Победа. Моя история» (далее – конкурс) принимают участие обучающиеся учреждений образования всех типов.
5.3.2. На подготовительном этапе конкурса обучающимися проводится мини-исследование о страницах Великой Отечественной войны в истории их семьи:
- организуются встречи с родственниками и записываются их воспоминания;
- изучаются документы, фотографии, реликвии и другие материалы семейных архивов, отображающие историю своей семьи, отдельных её представителей в период событий Великой Отечественной войны;
- дополнительно изучаются тематические интернет-ресурсы, литературные и другие источники, которые позволяют дополнить имеющиеся данные.
5.3.3. Конкурс проводится в двух номинациях: «Книга памяти моей семьи» и «Память поколений в истории моей семьи».
5.3.4. Номинация «Книга памяти моей семьи»
5.3.4.1. В данной номинации предоставляется материал о представителях семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне на фронтах и в тылу, являлись очевидцами событий данного периода. Материал может содержать: воспоминания, фотографии, документы, письма и другие необходимые сведения.
5.3.4.2. «Книга памяти моей семьи» оформляется в виде:
- лэпбука (номинация для воспитанников учреждений дошкольного образования, учащихся учреждений образования в возрастной категории до 14 лет (включительно) с участием педагогических работников и родителей);
- фотокниги (номинация для учащихся с 15 лет и старше, студентов).
5.3.4.3. Формат лэпбука определяется участниками самостоятельно в зависимости от возрастной категории (стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка и др.). Для размещения материала о своих родных рекомендуется использовать интерактивные элементы (вкладки и подвижные детали, конверты, кармашки, дверки, окошки и др.).
Проект предоставляется в бумажном варианте.
5.3.4.4. В фотокниге в творческой форме представляется фотоматериал с описанием жизненного пути представителя рода (одного или нескольких): биографический портрет (годы жизни, место рождения (смерти), призыва, службы, воинское звание), боевой/ трудовой путь, награды, др.
Дополнительно в фотокниге может быть представлен документальный материал, ссылки на другие источники, которые позволяют получить новые сведения о судьбах поколений семьи военного времени.
Проект предоставляется в электронном варианте в форматах PowerPoint, PDF.
5.3.4.5. Критерии оценки проектов:
- содержательность представленного материала и его познавательная ценность;
- эстетичность, оригинальность, творческий подход;
- наличие дополнительного материала и его представление в проекте.
5.3.5. Номинация «Память поколений в истории моей семьи»
5.3.5.1. В данной номинации предоставляется видеопроект, в котором участникам конкурса необходимо рассказать о судьбе своих родных – участников Великой Отечественной войны, их боевом пути, примерах мужества и доблести, трудовых подвигах в военное время, их вкладе в Великую Победу.
Основой видеопроекта являются воспоминания родственников о членах семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне, являющихся её очевидцами, дополненные материалами, полученными в ходе исследования.
Видеопроект представляется в форме репортажа с элементами интервью, рассказа, с использованием фотографий семейного и других архивов, документов, др. Рассказ ведётся от автора видеопроекта (кадровая или закадровая озвучка). Допускается использование при съёмке и монтаже видеопроекта специальных программ и инструментов.
Видеопроект должен быть представлен в виде одного файла формата avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Название файла должно соответствовать названию видеопроекта.
Обязательным условием является обеспечение качества изображения и звукового сопровождения, достаточных для четкого распознавания сюжета и героев, а также разборчивости речи. Не рассматриваются видеопроекты, смонтированные в виде слайд-шоу. Проект предоставляется в электронном варианте.
Критерии оценки видеопроекта:
- информативность, логичность;
- операторская работа (качество звука и изображения, звуковые и визуальные эффекты);
- режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность);
- общее эмоциональное восприятие.
5.3.6. Для участия в районном этапе конкурса предоставляется не более 3 проектов – победителей первого этапа в каждой номинации от учреждения образования.
5.4. Районный этап республиканской акции по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра»
5.4.1. В районном этапе республиканской акции по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра» (далее – акция) принимают участие коллективы обучающихся учреждений образования всех типов в возрастной категории с 12 лет и старше под руководством педагогических работников.
5.4.2. Акция проводится в номинациях «Гирлянда Победы», «Букет ветерану», «Счастливое детство».
5.4.3. Номинация «Гирлянда Победы»
5.4.3.1. В данной номинации участники изготавливают гирлянду или венок из цветов, зелени, дополнительных материалов. Выполненное произведение в преддверии Дня Победы возлагается к памятному месту, связанному с событиями Великой Отечественной войны в родном городе (населённом пункте).
5.4.3.2. Техника выполнения гирлянды/ венка свободная.
5.4.4. Номинация «Букет ветерану»
5.4.4.1. В данной номинации участники изготавливают букеты из живых цветов, аранжировочной зелени и декоративных элементов ручной работы для вручения ветеранам войны (малолетним узникам, очевидцам военных событий, ветеранам труда).
5.4.4.2. Техника выполнения букета свободная.
5.4.4.3. Для участия в акции в номинациях «Гирлянда Победы» и «Букет ветерану» предоставляется творческий отчёт в форме мультимедийной презентации (PowerPoint) в бумажном и электронном вариантах.
В творческом отчёте должны быть отражены этапы выполнения работы и видеоматериал (хронометраж 3-5 минут) о возложении гирлянды к памятнику или вручении букета ветерану.
5.4.4.4. Критерии оценки проектов в номинациях «Гирлянда Победы» и «Букет ветерану»:
- общая идея, оригинальность;
- сложность работы, композиция, пропорции, визуальный баланс;
- выбор материала, цветовое решение;
- техника выполнения.
5.4.5. Номинация «Счастливое детство»
5.4.5.1. В данной номинации участники создают проект тематического цветника в регулярном стиле, посвященного освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
5.4.5.2. При составлении проекта могут быть использованы однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения, малые архитектурные формы, отсыпки из инертного материала. Площадь сада не менее 10 м².
5.4.5.3. Творческий отчёт предоставляется в форме текстового материала (формат А4, шрифт TimesNewRoman 14) с описанием проекта цветника и графической части с экспликацией растений и условными обозначениями в бумажном и электронном вариантах.
5.4.5.4. Критерии оценки проектов:
- обоснование данного решения идеи и его оригинальность;
- эстетичный вид проекта цветника;
- простота ухода, сочетание с окружающим ландшафтом;
- видовое и сортовое разнообразие выращиваемых культур.
5.4.6. Для участия в районном этапе акции предоставляется не более 6 проектов – победителей первого этапа в каждой номинации от учреждения образования.
5.5. Всебелорусский диктант «Я расскажу о Победе»
Всебелорусский диктант «Я расскажу о Победе» (далее – диктант) проводится с целью сохранения памяти о Великой Отечественной войне, повышения исторической грамотности и патриотического потенциала детей и учащейся молодёжи.
Диктант проводится в единый день во всех учреждениях образования и посвящен 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
Диктант может состоять из двух частей: написание текста диктанта и выполнение текстовых заданий (сложность диктанта определяется в зависимости от возраста обучающихся).
Разработку материала к диктанту осуществляет государственное учреждение «Академия образования».
Республиканский диктант может проводиться в форме: онлайн-трансляции, демонстрации аудио- или видеофайла, диктовки текста с заданиями педагогом учреждения.
Дата и время проведения диктанта, а также подробная инструкция по проведению диктанта будет опубликована дополнительно на Национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/), интернет-платформе «Патриот.by» (https://patriot.rcek.by/) не позднее, чем за 10 дней.
5.6. Подведение итогов районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта.
На районный этап мероприятий Всебелорусского патриотического проекта направляются проекты победителей первого этапа централизованно учреждениями образования по адресу: г. Лунинец, 225644, ул. Я Коласа, д. 43, электронный адрес rumklun@guo.bc.by
- для Олешкевич А.С. номинации 5.2 (срок приёма конкурсных работ до 24 мая 2024 года);
- для Скрипель О.С. номинация 5.3 (срок приёма конкурсных работ до 24 мая 2024 года);
- для Наварич Т.И. номинация 5.4 (срок приёма конкурсных работ до 13 мая 2024 года).
Работы принимаются в:
- бумажном виде – номинации 5.3.4.3;
- бумажном и электронном виде – 5.4.4. и 5.4.5.;
- электронном виде – 5.2.; 5.3.4.4. и 5.3.5.
Электронные варианты работ направляются на конкурс в виде файлов, размещённых в облачном хранилище.
В случае предоставления неполных справочных и контактных данных (неточная информация о номинации, либо её отсутствие, неполные данные об авторах и руководителях работы, ФИО (полностью, должность руководителя проекта)) работы не принимаются и не рассматриваются.
Не принимаются к участию: работы, оформленные не должным образом (оформление титульного листа либо заявки без указания полных контактных данных автора и руководителя; реферативные работы, а также работы, исполненные в черно-белом оформлении).
Работы не рецензируются. Участники мероприятий Всебелорусского патриотического проекта дают согласие организаторам на публикацию своих проектов, публичную демонстрацию и некоммерческое использование материалов с целью популяризации мероприятий (с соблюдением авторских прав).
Победители конкурсов в рамках Всебелорусского патриотического проектанаграждаются дипломами отдела по образованию Лунинецкого райисполкома Ι, ΙΙ, ΙΙΙ степени, благодарностями.
6. Финансирование районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта
Финансирование районных мероприятий Всебелорусского патриотического проекта осуществляется:
- на первом этапе – учреждением образования;
на втором этапе – за счёт районных, городских бюджетов, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий и иных источников, не запрещённых законодательством Республики Беларусь.
раскрыть » / « свернуть